Насколько необходимо международное водительское удостоверение?

Недавно я выяснил, что на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, никто из представителей ГИБДД, не может вразумительно ответить. Или не хочет.

Я оказался в МРЭО ГИБДД для обмена своего водительского удостоверения на новое в связи с истечением срока действия. В очереди к заветному окошку ГИБДД собрались люди абсолютно разные. Многим хочется общаться. А некоторым, как выяснилось, это общение было просто необходимо: двое пришли за международными правами (международное водительское удостоверение), но не были уверены в том, что они действительно нужны. Так и я оказался втянутым в довольно жаркую дискуссию относительно необходимости получения МВУ. Уверен, дебаты на эту тему должны возникать в коридорах ГИБДД каждый день, поскольку интернет полон противоречивых мнений, а многие даже не слышали о Венской Конвенции 1968 года.

Давайте разбираться. Сторонники получения МВУ говорят, что оно нужно для управления транспортным средством (ТС) и оформления аренды автомобиля за границей. Они основываются, во-первых, на настойчивых требованиях ГИБДД, и во-вторых, на рассказах дальних знакомых или постах в интернете о том, как людям не давали машину в прокат.

Противники оформления МВУ утверждают, что еще ни у кого из россиян не было проблем в связи с правами при общении ни с полицией в Европе, ни с Шенгенскими пограничниками.

А по поводу проблем при оформлении аренды автомобиля известно, что зачастую фирмы-прокатчики просто не хотят иметь дело с русскими по разным причинам. Например, из-за необходимости переоформления существующей страховки на автомобиль, которая часто в стандартном виде распространяется только на жителей ЕС, или из-за сложностей при возможных взысканиях ущерба страховой компанией с водителя из России, если он виновник ДТП, или еще чего-нибудь. Вот и придумывают в дополнение к своим существующим ограничениям (стаж не менее 1-3 лет, возраст не менее 21, а в некоторых случаях и 25 лет…) еще что-нибудь. И единственное, за что они могут зацепиться – это водительское удостоверение.

Эти доводы противников я лично могу подтвердить из опыта своих близких друзей и собственного: на дорогах Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Италии, и даже Кипра (с их левосторонним движением) происходили встречи и общение с местными полицейскими, и никто ни разу не выразил сомнение в легитимности наших прав. Брали в прокат машины в Германии, Испании и на том же Кипре, и все было нормально. Половина питерских водителей хоть раз в жизни, но съездила на своей машине в соседнюю Финляндию. При этом финские пограничники иногда спрашивают наличие “Green Card” (страховка должна быть обязательно!), но ни одного человека никогда не просили предъявить МВУ.

Но это все, хоть и взято из практики, но документом не является. Согласен, что на истории типа “а вот я слышал…”, или “читал в интернете…” полагаться нельзя. Давайте оперировать документами.

Итак, Венская Конвенция ООН от 8.11.1968 г. “О дорожном движении”, с поправками от 1.05.1971 г. стандартизировала правила дорожного движения в разных странах и является обязательной к применению на территории стран, к ней присоединившихся и ратифицировавших. Таких стран на сегодняшний день около 70. Текст конвенции легко можно найти в интернете.

Нас в данном случае интересует Статья 41 Конвенции “Действительность водительских удостоверений”, согласно пункту 1 которой Страны признают ”любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции”. Также в Конвенции имеются приложения 6 и 7, в которых описаны и даны формы Национального и Международного водительских удостоверений.

При этом надо учесть, что до марта 2006 года приложение 6 выглядело по-другому, и наши с вами права в виде пластиковой карточки ему в точности соответствовали. В марте 2006 формат предлагаемого Конвенцией национального удостоверения был изменен, и странам дали 5 лет на приведение своих национальных удостоверений в соответствие новому формату. Именно поэтому с марта 2011 ГИБДД выдает права нового образца.

И что же получается?

Получается, что до марта 2011 года все водители России, имевшие права в виде пластиковой карты могли спокойно ездить по странам, присоединившимся к Венской конвенции, не получая МВУ. То есть ГИБДД, заведомо искажая информацию, фактически принуждало водителей всей страны оформлять МВУ, и тем самым пополняло свой и государства бюджет, за счет предоставления ненужных водителям услуг.

Водительские удостоверения нового образца, выдаваемые после марта 2011 г, вновь должны соответствовать приложению 6, а значит, будут признаваться во всех странах, присоединившихся к Конвенции. То есть опять МВУ не нужно.

Ну а тем, кто в конце прошлого года обменял права и снова получил такие же, как были раньше (после марта 2011 года их уже можно называть правами “старого образца”) сроком на 10 лет, для выезда за границу придется либо получать МВУ, либо снова менять свои новые права на еще более новые.

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Рейтинг@Mail.ru